Крыжановский Виталий

1.Позвольте поздравить Вас с получением награды… Не могли бы Вы немного рассказать о себе?

Спасибо. Не хотелось бы ответ превращать в эдакое «Былое и думы»… Ограничусь – «родился, учился, работал». Родился и вырос в г. Константиновке Донецкой области, тогда еще промышленном городе – металлургия, химия и все «прелести» индустриального Донбасса. Учился в Харьковском инженерно-строительном институте, в 1983 году защитил диплом архитектора. По распределению приехал в Херсон. Несколько лет работал в группе комплексной эстетизации промышленной среды Центра НОТ «Темп». Далее – мастерские комбината Художественного Фонда Украины, рекламные агентства, полиграфические фирмы, самостоятельная практика. Были и выставки, в том числе 4 персональные. Последняя выставка, «Проекты «АЛХИМИЯ» и «РЫБЫ», состоялась в Киеве, в галерее музея-мастерской им. И. Кавалеридзе.

С 1994 года член Союза рекламистов Украины. В 1996 году принят в члены Союза дизайнеров Украины. В конце 2010 года избран Председателем Правления Херсонского областного отделения Союза дизайнеров Украины. В 2003 году получил предложение войти в преподавательский состав кафедры дизайна Херсонского Национального Технического Университета. В должности доцента кафедры веду дисциплину «Проектирование» для студентов специализации «Графический дизайн». Многие знакомые поначалу недоумевали – вот, бросил налаженную практику… Ничего я не бросал, это тоже дизайн, и общение с будущими коллегами - не менее захватывающее занятие, нежели коммерческое проектирование. И, конечно же, работа – это еще не все. Старший сын – мой студент, с радостью и, бывает, с огорчением наблюдаю, как он входит в профессию. Растет и маленькая дочка…

2. Вы по образованию архитектор. Почему ушли из архитектуры, выбрав сферой своей деятельности дизайн?

В архитектуру, если не считать период обучения, я и «не входил». К третьему курсу осознал, что архитектура гораздо интереснее, чем я предполагал, поступая в институт. Тогда же я понял, что архитектура не будет моей профессией. Видимо, догадывался, что не хватит мужества и выдержки испытать все реалии советской архитектурной практики, которая была очень далека от архитектуры с большой буквы «А».

Тем не менее, харьковская архитектурная школа – это явление уникальное! Проектирование как процесс – планы, фасады, разрезы, все это потом. Думать, размышлять, прогнозировать, видеть проблему системно, умение продуктивно мыслить в формате концепции и т.д. И если принять проектирование в таком виде, то архитектура и дизайн, предельно близкие друг другу профессиональные культуры. Архитекторы и дизайнеры не чертят или рисуют, они проектируют. Среда обитания и деятельности человека (дома, города, заводы, театры) или визуальные коммуникации (как проектное поле графического дизайна) – в этих пространствах профессии объединены по способу профессионального мышления. И неслучайно то, что в художественное проектирование СССР («дизайн» как термин, тогда стыдливо замалчивали) активно и органично входили многие архитекторы. Этот процесс продолжается и сегодня. Это нормально, в чем-то, наверное, и закономерно.

Первые проектные работы, в которых мне довелось поучаствовать, включали не только промышленные интерьеры, благоустройство и т.д., что было достаточно близко «дипломной» специальности, но и объекты графики, системы визуальной информации. Увлекло. Увлекло так, за что три десятка лет практики в графическом дизайне ощущения некой узкопрофессиональной «оскомины» не возникает. Конечно, как любого нормального человека, временами утомляет рутина, но без нее не обойтись в любом деле, в любой профессии.

3. Кто такой для Вас дизайнер? Дизайн – это искусство?

Вопрос, конечно, «тянет» на кандидатскую диссертацию… Могу обозначить только некоторые, на мой взгляд, важные характеристики. Поскольку дизайн не живет в каком-то закрытом пространстве, а активно задействован как одна из составляющих современной инфраструктуры бизнеса, - умение задавать вопросы для дизайнера не простое любопытство, а возможность сформировать содержательную базу для наиболее адекватного проектного решения. У конкретного дизайнера может быть фантастический потенциал, но при отстутсвии навыков (бывает - и желания) организации рабочих контактов, этот потенциал реализуем, в лучшем случае, наполовину.

Успешность выполнения задачи зависит и от быстроты и эффективности обработки совершенно разной информации. Мозг дизайнера работает как некий фильтр, откладывая то, что может быть полезным при формировании проектной идеи. И поскольку успешность проектного предложения всегда оценивается исключительно по рациональному результату, а профессиональный арсенал дизайнера из области иррационального, - необходима внутренняя дисциплина, чтобы добиться самого оптимального соотношения креативности и целесообразности. И еще, - профессиональная практика в дизайне подразумевает широкий кругозор, широкий спектр интересов, которые выходят далеко за условные рамки профессии. Если хотите, это не просто эрудированность и вкус ко всему новому – это профессиональная категория.

Когда дизайн рассматривают как искусство – соглашаюсь, но при одном условии, что сложнейшая операция, которую выполнил хирург – это тоже искусство. Надеюсь, что аналогия понятна. До сих пор дизайн часто воспринимают как сопутствующее направление изобразительного искусства. Не буду скрывать – такая трактовка вызывает раздражение, потому что она не просто ошибочна, но вредна для дизайна. С художниками нас объединяет сходство профессиональных средств, но эти средства используются в совершенно разных направлениях, для решения задач совершенно разной природы.

Для дизайна ключевым является простой тезис – «красивое хорошо работает», а значит – приносит прибыль. Более точно, - благодаря реализации дизайнерского решения бизнес приобретает новое качество, получает возможность эволюционировать. Конечно, дизайн – не панацея в условиях неразвитой предпринимательской культуры. Прогрессирующий бизнес и дизайн дополняют друг друга. В данном случае дизайн можно сравнить с катализатором для эффективного маркетинга и менеджмента. И еще - у знаменитого Ле Корбюзье есть замечательное высказывание: «архитектура - это не профессия, а образ мышления…». Набравшись наглости, я позволю перефразировать великого архитектора: «Дизайн - это не искусство, это способ проектного мышления…».

4. Если дизайн – не искусство, то, по-вашему, это специальность техническая или гуманитарная?

Дизайн в таком аспекте – явление, которое особым образом объединяет и традиционную гуманитарную сферу, и сферу технологий. К своему стыду не запомнил имени дизайнера, участвовавшего в создании спортивной версии одного из автомобилей BMW. Его формулировка очень уместна – идея не стоит и листа бумаги, на которой она изложена, если эту идею невозможно реализовать.

У каждого из направлений дизайна есть своя технологическая база. Для графиков – чаще всего, полиграфические технологии и материалы, для интерьерщиков – строительные материалы и технологии, технологии отделки, освещения, кондиционирования и т.д. В частности, для дизайнеров-графиков, - если автор не имеет представления о том, как его творение будет отпечатано в тираже, - грош ему цена. В реальной практике ему делать нечего.

5. Как у графического дизайнера, есть ли у Вас любимые работы, которыми Вы гордитесь и теперь?

Гордость – штука коварная! В своем портфолио я не могу выделить даже условную «пятерку» лидеров. Если это кто-то сделает за меня – уверен, что без особого труда найду свои досадные проколы и шероховатости. Где-то поторопился (или поторопили), где-то перемудрил… Личный внутренний рейтинг дизайнера-практика, наверное, складывается не по конкретным проектным объектам, а по отношениям с клиентом, по уважительной и партнерской атмосфере, которая сопутствовала выполнению работы. Если после сдачи в работу какого-либо заказа есть ощущение, что и дизайнер, и его клиент хотя бы немного «подросли» каждый в своем деле – это и есть успех.

6. Дизайн в Украине сегодня: какие проблемы и возможности Вы видете?

Небезызвестный Артемий Лебедев назвал Украину «анклавом хорошего дизайна». Правда, с одной оговоркой. Но о ней чуть позже. Ситуация с украинским дизайном, как собственно, и с дизайном государств - бывших союзных республик, такая же, как охарактеризовали американские специалисты дизайн СССР – дизайнеры есть, а дизайна нет.

В самом деле, дизайнерский цех в Украине растет и количественно, и качественно. Практически, в каждом областном центре есть вуз, где не первый год идет профессиональная подготовка будущих специалистов-дизайнеров. Совсем недавно и Союз дизайнеров Украины отпраздновал свое 25-летие.

Как это ни парадоксально, но становление дизайнерской деятельности – реально востребованной исключительно в рыночной экономике – в условиях затянувшегося постсоветского периода происходит, скорее, вопреки внешним факторам. Искать несовершенство в какой-то особой модели украинского дизайна – занятие бессмысленное. Дизайн как зеркало отражает погоду в бизнесе, в экономике государства, при этом и сам дизайн – есть бизнес.

Быстрое наполнение рынка и, как следствие, стремительный рост конкуренции среди производителей товаров продуктовой группы привело к тому, что в отечественный продуктовый супермаркет дизайнеру зайти почти не стыдно. Но в данном случае – жизнь безальтернативно заставила задействовать ресурсы дизайна. А дальше?

Отдельной темы заслуживает промышленный дизайн, ситуация в котором наглядно демонстрирует катастрофический перекос в украинской экономике. Потребительский рынок Украины сегодня находится в одной плоскости, а промышленный дизайн – в другой. И эти плоскости не пересекаются. Работает фатальная схема прибыльности бизнеса в потребительском секторе – зачем что-то производить? – мы где-то что-то покупаем и сами себе же продаем. Не потому что ленивы, а потому что производить промышленную товарную продукцию в Украине, попросту, не выгодно. В этих условиях Харьковской Академии Дизайна и Искусств нужно памятник ставить, – за то, что на протяжении очень долгого периода они умудряются сохранять специализацию «промышленный дизайн», сохранять и развивать научную и методическую базу. Хотя при существующем положении дел в экономике шансов задействовать во благо этот колоссальный ресурс остается все меньше.

Самое время вспомнить об оговорке Лебедева в его характеристике уровня украинского дизайна. Суть краткого дополнения сводилась к следующему – «портфель заказов» успешных украинских дизайнеров пополняется в основном за счет заграничной клиентуры. И не стоит этих успешных коллег-дизайнеров упрекать в отсутствии патриотизма… Глупо. А долгие разговоры о намерениях стремительного разворота отечественной экономики в сторону импортозамещения, защиты украинского производителя, всемерного развития самых передовых технологий для производства конкурентоспособных товаров больше напоминают утреннюю мантру алкоголика – «все! с понедельника ни грамма!». Надо ведь что-то и делать… Во всяком случае, если этот процесс когда-то и начнется – дожить бы! – без восстановления реального статуса дизайна, товарная украинская «альтернатива» импортным брендам вряд ли будет возможна.

Успешная, динамично развивающаяся, устойчивая к кризисным явлениям экономика задействует ресурс дизайна в инновационной политике. Это может быть инновационная политика отдельно взятой компании или инновационная политика государства, например Финляндии или Южной Кореи. Рассматривать дизайн вне инновационной сферы – ущербно для инноваций, а для дизайна губительно. И стимулировать необходимо не дизайн, а тех, кто в нем может быть заинтересован, - в первую очередь – отечественный бизнес.

7. Мы знаем, что Вы разработали проект бренда города Херсона. Не могли бы Вы подробнее рассказать о нем?

Проектное предложение по городской айдентике Херсона не имеет прямой связи с понятием «бренд». Вообще, в создании бренда значимость дизайна сильно преувеличена. Дизайн в процессе брендинга может быть проявлен в трех случаях:
1) если ресурс дизайна закладывается в комплекс стратегических аспектов развития города;
2) проектное мышление дизайнера может пригодиться на этапе аналитики, даже если проблема не лежит в поле «сугубо дизайнерских» интересов;
3) создание и развитие визуальных констант, т.е. визуальной версии бренда и способов его использования.

При этом последний пункт не может быть реализован сам по себе, хотя попыток ограничится только бессодержательным, а значит и бессмысленным, рисованием картинок, гордо обзываемых «брендами», было более чем достаточно. Подчеркну еще раз, данное проектное предложение из сферы айдентики, т.е. из сферы визуальной идентификации. Всем, кому это может быть интересно, рекомендую посмотреть архив сайта «Брендинг Херсонской области», где есть экспресс-презентация этой эскиз-идеи.

Может ли вырасти  эта эскиз-идея в бренд Херсона? И да, и нет. Да, - в том случае, когда появится, так называемая, бренд-платформа, и графика знака не будет вступать в какие-либо конфликты с программными составляющими бренд-платформы. Нет, - когда конфликт будет очевиден, либо бренд-платформа будет отсутствовать как таковая. О том, какое будущее у данного проектного предложения мне очень трудно судить. Тем не менее, и опыт презентации, и последующие обсуждения, и достаточно жесткая критика графической версии – все это имеет позитивный результат.

Этот результат не в том, будут ли «жить» говардовские часы в качестве символа города, а в том, что подобные инициативы наглядно демонстрируют назревшую проблему. Город крайне нуждается в информационной площадке, в концентрации и систематизации инновационных проектов, будь то инвестиционная политика, экология, туризм, досуг молодежи или городская айдентика. В данном случае сработал  упомянутый «эффект зеркала». Проблема обозначена. И находится она не в поле исключительно визуальной культуры города. Городу, который отчаянно смотрит в будущее, как никогда нужны совершенно иные подходы, новое качество осмысления назревших проблем.

8. Что доставляет Вам искренне удовольствие в жизни? От чего получаете заряд энергии и бодрости?

Даже и не надеюсь, что мой ответ будет оригинальным… Мне повезло – я люблю свое дело. Люблю и горжусь, когда мои студенты «дают жару» своими курсовиками и дипломными работами. Я «старый» меломан, и каждой новой находке радуюсь как ребенок. Новые встречи, книги… Найти паузу в пять минут и блаженно жмуриться апрельскому солнышку на скамеечке в парке… Посмотреть в глаза маленькой дочке и почувствовать, как грязь с души сходит… Судите сами – все прелести для неисправимого романтика.

Мы благодарим Виталия Крыжановского за интересные ответы, за желание поделиться своими мыслями и убеждениями, а также за многолетнее, успешное и очень приятное сотрудничество!

Выставки в Украине

Анонсы

2020

Программа стажировки в ФРГ для управленческих кадров Херсона

 

2020.01-12

Перечень выставочных мероприятий в Республике Казахстан

 

2020.01-12

Перечень выставочных мероприятий в Республике Узбекистан

 

2020.02-10

Аграрные выставки, которые планирует провести компания DLGUKRAINE (дочернее предприятие Немецкого сельскохозяйственного общества DLG)

 

2020.02-11

Перечень выставок в АО «НВК «Узэкспоцентр» (г. Ташкент)

 

2020.02.16-20

Сбор делегации на выставку Gulfood 2020 (г.Дубай, ОАЭ)

 

2020.02.20-21

Международные контактные дни (г.Ужгород)

 

2020.03-10

Перечень международных выставок в 2020 году, Ташкент

 

2020.03.03

Бизнес-мероприятие «Украина-Италия: Современные технологии на производствах»

 

2020.03.03-05

Выставка технологий и упаковки Warsaw PACK 2020

 

2020.04-10

Выставочно-ярмарочные мероприятия в Аргентине, Парагвае и Уругвае

 

2020.04.06 - 07

ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ  ЗАКУПОК

 

2020.04.08-10

Международная выставка «UZIME» в Ташкенте